Главное меню:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению
ПОРТФОЛИО
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области.
Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
это папка достижений, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр.: года, нескольких лет);
проблемно -
тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;
методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
– повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;
– объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать.
Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
Портфолио в контексте НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА может являться:
1.Основанием для аттестации педагогического работника. Портфолио предмет экспертизы при аттестации педагогического работника; (на основе показателей профессиональной компетентности выстраиваются шкалы и веса, позволяющие вычислить суммарный балл, который становится основанием для автоматической (и автоматизированной) аттестации учителя).
2.Основанием для назначения стимулирующих выплат. Портфолио – предмет экспертизы при подготовке предложений Управляющему совету образовательной организации по назначению педагогам стимулирующих выплат (согласно Положению о новой системе оплаты труда в образовательной организации и Положению о стимулирующих выплатах в образовательной организации. Разрабатываются и принимаются образовательной организацией).
3.Основанием для заявки на участие в конкурсах лучших учителей (согласно Положению о конкурсе. Разрабатывается и принимается Организаторами конкурса).
4.Основанием для поощрений, представления к наградам по итогам учебного года (согласно Положению о поощрениях в образовательной организации. Разрабатывается и принимается образовательной организацией).
При составлении портфолио необходимо УЧИТЫВАТЬ:
1. Для каких целей Вы создаете портфолио?
Для аттестации на соответствие занимаемой должности – согласно Положению о портфолио педагогических работников (конкретной) образовательной организации и Положению об аттестации педагогических работников. (п.2, ст. 49, ФЗ «Об образовании в РФ»; п.5 Приказа Минобрнауки РФ №276 от 7 апреля 2014 г. "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ").
Для аттестации на квалификационную категорию – согласно нормативно-
Для представления своих достижений профессиональному сообществу – папка достижений – согласно собственным представлениям.
Для размещения в сети Интернет на персональном сайте учителя (школьном сайте, веб-
2. Вариант составления портфолио.
Печатный – оформляется в соответствии с общепринятым образцом ведения документации – размер листа, поля, шрифт, форматирование.
Электронный – согласно нормативно-
(ПРИМЕР: Аттестация педагогических работников Саратовской области)